Функциональная грамотность
Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.
В качестве основных составляющих функциональной грамотности выделены: математическая, читательская, естественно-научная, финансовая грамотности, глобальные компетенции и креативное мышление. Главной характеристикой каждой составляющей является способность действовать и взаимодействовать с окружающим миром, решая при этом разнообразные задачи.
Что такое «функциональная грамотность»?
Одно из наиболее распространенных определений функциональной грамотности дал советский и российский лингвист и психолог Алексей Алексеевич Леонтьев:
«Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
Такое определение очень созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?».
В исследовании оценивается, главным образом, способность использовать полученные знания, умения и навыки для решения самых разных жизненных задач. Основные направления исследования: читательская грамотность, математическая и естественнонаучная.
Каждое задание PISA – это отдельный текст, в котором описывается некоторая ситуация жизненного характера. К тексту прилагается от одного до шести заданий разного уровня сложности. При выполнении заданий учащийся должен понять и решить проблему, которая лежит вне рамок предметной области, вне изучаемого учебного материала.
Составляющие функциональной грамотности
1. Читательская грамотность. Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественно-научная грамотность. Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями.
3. Математическая грамотность. Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность. Совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.
5. Креативное мышление. Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.
6. Глобальные компетенции. Сочетание знаний, умений, взглядов, отношений и ценностей, успешно применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к другой культурной среде, и при участии отдельных лиц в решении глобальных проблем.
Материалы Белгородского регионального института развития образования
https://beliro.ru/deyatelnost/metodicheskaya-deyatelnost/virtual-cabinet/funkczionalnaya-gramotnost
СБОРНИКИ ЗАДАНИЙ
- на выявление уровня читательской грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня креативного мышления, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/4-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня математической грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf
- на выявление уровня естественнонаучной грамотности, предложенных обучающимся/студентам (15-летним подросткам) при проведении международного сравнительного исследования PISA https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf
Методические материалы
- Учимся для жизни: лаборатория функциональной грамотности. Вебинар издательства «Просвещение» https://clck.ru/YLh3L
- Лаборатория функциональной грамотности. Корпорация Российский учебник. Методические материалы и запись вебинара https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/
Мероприятия
- Всероссийский семинар "Формирование и оценка функциональной грамотности" https://edsoo.ru/Funkcionalnaya_gramotnost.htm
- План всероссийских семинаров "Формирование и оценка функциональной грамотности школьников" https://edsoo.ru/Formirovanie_i_ocenka_funkcionalnoj_gramotnosti_shkolnikov.htm
- Материалы всероссийского семинара «Формирование функциональной грамотности: особенности организации учебного процесса», состоявшегося 23.09.2022.